tea.fud.ru - мир чая
tea.fud.ru - мир чая tea.fud.ru - мир чая
В начало
Идеология конфуцианства
Буддизм и чайная культура
Формирование и развитие чайной культуры
История чая

Формирование и развитие чайной культуры
Производитель китайского чая в России - компания Дали

Чай, как культура, появился в период с династии Западной Цзинь до периода Северных династий. Если говорить об ее истоке, то еще раньше, где-то в периоде династии Хань. Об этом свидетельствует запись в официальном документе «Тун Юэ», написанном Ван Баоном. Самые ранние любители чаепития – образованные люди. В китайской литературной истории упомянуты Сыма Сяньжи и Ян Сюн - известные любители чаепития в раннем периоде. Сыма Сяньжу написал сочинение «Фань Цзян», Ян Сюн написал книгу «Фан Янь». Один – с точки зрения использования лекарства, другой – с точки зрения литературы повествовали о чае. В династии Цзинь, Чжан Цзай написал стихотворение: «Подниматься на башню Чэнду», в котором есть такая фраза: «Спрашивая, где дом Ян Цзы, с целью увидеть хижину высшего чиновника», «Аромат чая и вкус чая распространяются широко, широко, укрепляют отношения между людьми». С появлением и распространением идеологии конфуцианства в мире появилась чайная культура. В период династий Западной и Восточной Цзинь и в период Северных династий некоторые дальновидные политики призывали «растить бескорыстность путем чая» с целью противостоять тогдашним нравам транжирования. В течение царства Вей и династии Цзинь мир находился в тревожном беспорядке, образованным людям было нечем заняться, стали болтать целыми днями. Это постепенно становилось обычаем. Чтобы болтать надо какое-то средство для поддержания настроения. Таким образом, стали устраивать банкеты, поэтому ранние болтуны, в большинстве, являются пьяницами, например: семь мудрецов бамбукового леса. Потом простые образованные люди тоже стали болтать языком, однако таких людей, которые могут целыми днями пить водку и не пьянеть, мало, и вместо водки стали использовать чай. Пей чай хоть целый день, но не пьянеешь и голова трезвая. И так болтуны начали любить чаепитие. Поэтому в последний период появилось много любителей чая.

В династии Хань, пропагандирование чаепития образованных людей открыло начало вхождения чая в область культуры. До эпохи Южных и Северных династий почти каждая область культуры и идеологии имел отношение к чаю. У политиков чай является средством пропаганды честности, бескорыстности против нравов транжирования средств. У поэтов чай является средством развития мышления, улучшения настроения. У представителей конфуцианства – необходимой вещью для созерцания и вхождения в состояние покоя. Таким образом, применение чая вошло в социальную и культурную область, чай вышел из своей природной потребительской функции. Так появилось очертание китайской чайной культуры.

Формирование чайной культуры династии Тан связано с экономикой, культурой и развитием того времени. Территория династии Тан была обширной, особое внимание уделялось внешним связям. Чаньань являлся политическим и культурным центром того времени. Китайская чайная культура сформирована именно в таких условиях. Кроме того, формирование чайной культуры еще связано с развитием буддизма, с системой экзаменов на государственную должность, с процветанием в поэзии, с начинанием платежа дани чаем, с запрещением спиртных напитков. Учение чая, мастерство его выращивания и изготовления, идея чайного пути Лу Юйя, а также его произведение «Ча Цзин» являются историческим символом. В произведении «Ча Цзин» не только повествуется о чае, но и изложены основы буддизма, конфуцианства и т.д., характер духа и идеи искусства поэтов. Это заложило теоретический фундамент китайской чайной культуры.

Чайная культура династии Тан – это чайная культура буддийских монахов, даосских монахов и образованных людей. А в династии Сун чайная культура расширилась по вертикали, с одной стороны появилась дворцовая чайная культура, с другой стороны появилась, развивалась чайная культура городского населения. В династии Сун стали применять метод заваривания дробленого чая с мешанием деревянной мешалкой вместо метода варки чая, стали понимать толк в объединении цвета, аромата и вкуса. До начала династии Сун появился метод заваривания чая, это открыло путь распространения чая. В династии Сун мастерство чаепития очень тонкое, однако трудно было туда вдохнуть идею и чувство. В династии Сун благодаря тому, что любители чаепития, в большинстве являются известными образованными людьми, ускорился процесс объединения чая с мастерством, касающимся его, в одно целое. Например, литераторы Сюй Сюань, Ван Юй, Линтун, Фан Чжуниань, Оуян Сю, Ван Аньши, Су Фу, Су Цэ, Хуан Тинцзань, Мэй Яочэнь и другие любили чай, отсюда и появились стихотворения о чае у известных поэтов, чайные пригласительные билеты у каллиграфов, картины о чае у художников. Это обогащало содержание чайной культуры. Чайная культура стала составной частью литературы, искусства и др., стала исключительно духовной культурой. Чайная культура городского населения династии Сун рассматривала чаепитие как средство укрепления дружбы, общественных связей (народный обычай города Биань Цзин в династии Северной Сун: при новоселье соседи подавали друг другу чай; приглашение между соседями на чаепитие называлось «Чжи Ча» (давать чай)). К этому времени чай уже стал частью народного этикета.

Люди династии Сун расширили социальные слои чайной культуры и ее культурную форму. Чайное дело процветало, однако чайное искусство постепенно становилось сложным, хлопотливым и роскошным, потеряв идейный дух чайной культуры династии Тан. В династии Юань северные народности Китая хотя и любят чаепитие, однако они уже не терпят этих сложных хлопотливых церемоний чаепития людей династии Сун. У образованных людей тоже нет желания с помощью чая выражать свои манеры элегантности, а они желали с помощью чая выражать свою чистоту, верность, закалять свою волю. Эти два идейных направления чайной культуры незаметно объединились, то есть простое и настоящее искусство чая. С династии Юнань до середины династии Мин, форма чайной культуры почти не изменилась, с одной стороны чайное искусство упростилось, с другой стороны объединились дух чайной культуры с природой, с помощью чая выражались свои трудности и верность. В конце династии Мин до начала династии Цин опять появилась тонкая, подробная чайная культура в изготовлении чая, в варке чая, хотя не вернулось до такой сложной хлопотливой степени, как в династии Сун. Однако чайный обычай с каждым днем ослаблялся, немало любителей чаепития всю жизнь упивались чаем, появлялась тенденция к чрезмерному увлечению, что, как известно, до добра не доводит.

В начало
Чай Оолунг на сайте компании "Дали"
Зеленый чай Цветочный чай
Design by Seregy Tixi. E-mail: tea@fud.ru 1998-2001 (С) Чайная компания "Дали"




Нажми и стань лидером! Зарегистрируйся в системе лидеров, увеличь посещаемость своего сайта на 70% - 150% и заработай денег!

Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Еще о чае Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования be number one Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог! Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.